вторник, 24 марта 2020 г.

Лекция по теме 
 "Права и обязанности граждан и общественных формирований в сфере     природопользования и охраны окружающей среды"

1.      Понятие и виды  прав граждан в сфере    природопользования и охраны окружающей среды.
2.      Способы защиты  прав граждан в сфере    природопользования и охраны окружающей среды.

1.            Понятие и виды прав  граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды
 По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос о   правах гражданина в сфере   природопользования и охраны окружающей среды является одним из ключевых в современном праве, поскольку, согласно ст. 2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
          Впервые в российском законодательстве права человека в сфере охраны природы и природопользования были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», а затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
 По мнению М.М. Бринчука, под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
      По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Политическая сторона прав человека в сфере охраны природы и природопользования отражена в нормах международного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.
Первые документы ООН, в частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли право человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время, оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. 25 Декларации указывается такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
     Важнейшей вехой в становлении и развитии прав гражданина в сфере охраны природы и природопользования стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его тесная связь с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере.    Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со ст. 15 Конституции РФ  являются составной частью правовой системы России.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права в сфере охраны природы и природопользования относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Стоит заметить, что они будут правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.
Так, к основным (конституционным) правам относят  право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).  Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.
1. Право на благоприятную окружающую среду. В широком смысле благоприятная среда – такое состояние среды обитания человека, которое соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости (способности окружающей среды сохранять свою структуру функционального свойства при антропогенном воздействии, способности удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении), а также включает в себя эталонные участки природы, не тронутые человеческим действием.
Учитывая взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей из п.1, 2 ст.11 ФЗ вытекают обязанности органов публичной власти, необходимые для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду:
 - разработка природоохранных нормативов
 - привлечение виновных в нарушении экологических предписаний к юридической ответственности
 - финансирование из бюджетов всех уровней экологических мероприятий и программ
 - обязанность соответствующих должностных лиц предоставлять экологическую информацию
 - учет экологических требований при градостроительном планировании
 - проведение государственного экологического надзора и экологической экспертизы.
 2. Право на экологическую информацию. ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепил общее понятие информации. Это сведения (сообщения данных), независимо от формы их представления. В соответствие с этим актом информация делится на: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа (доступ к этой информации ограничен ФЗ).
 3. Право на возмещение ущерба. В соответствии со ст.79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Данная норма не содержит каких-либо особых правил возмещения вреда, поэтому данную сферу регулирует гражданское законодательство.
Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К категории иных прав человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и права в  сфере  природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. 
 Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  в статье 11 закрепляет следующие права граждан в сфере   природопользования и охраны окружающей среды:
1.  право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
 2. право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области ООС;
3. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации, должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране;
4. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам ООС и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
5. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
6. оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов ООС;
7. обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся ООС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и обоснованные ответы;
8. предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС;
9. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Нормы, определяющие содержание эколого-правового статуса человека, содержатся также в природресурсном законодательстве.
В ст. 40 Земельного кодекса РФ закреплены права собственников земельных участков на их использование:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" закреплены права граждан в области охраны атмосферного воздуха на:
- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
- участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них предложений об улучшении его качества.
В пп. 2 и 3 ст. 29 того же Закона закреплены права граждан и общественных объединений на предъявление исков о возмещении причиненного загрязнением атмосферного воздуха вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В.В. Бринчук к правам граждан в сфере охраны природы и природопользования относит также право на общее природопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных, бытовых. Права граждан на общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным законодательством - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
   О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет права в сфере охраны природы и природопользования на две группы:
   - закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;
      - закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных территориях.
В первую группу входят конституционные права (ст. 42 Конституции РФ и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ряд других прав, закрепленных в законодательных актах.

    Права общественных экологических  объединений и некоммерческих организация в области   природопользования и охраны окружающей среды .
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом  в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
  разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Обязанности граждан по охране природы и бережному отношению к природным богатствам.
Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Экологические обязанности представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения субъектов экологических правоотношений.
К  обязанностям относится надлежащее исполнение природоохранных требований, в том числе по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС. Такие обязанности можно разделить на три группы:
1) основные (конституционные) обязанности человека - сохранять природу и ОС, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции);
2) обязанности граждан в сфере охраны природы и природопользования как общих природопользователей (п. 3 ст. 11 Закона об ООС):
- сохранять природу и ОС;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства;
3) обязанности граждан по отношению к пользованию отдельными природными ресурсами.
 В отношении лиц, выполняющих определенные виды деятельности,  предусмотрены дополнительные права и обязанности. Так, специальные обязанности в сфере охраны природы и природопользования установлены:
- для руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на ОС- иметь подготовку в области ООС и экологической безопасности (п. 1 ст. 73 Закона об ООС);
- для собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред ОС, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- для членов отдельных объединений, - например, в течение трех лет освоить земельный участок (п. 2.7 ст. 19 Федерального закона от 15 марта 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
- для граждан и юридических лиц, использующих водные объекты для сельского хозяйства и лесного хозяйства, принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 1 ст. 138 Водного кодекса РФ);
- для лесопользователей при осуществлении лесопользования - вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ);
- для архитектора и юридического лица, имеющих лицензии, при осуществлении архитектурной деятельности- соблюдать градостроительные нормативы, строительные, а так же экологические нормы и правила (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в ред. 2001 г.);
- для иных лиц, чья деятельность требует специальной регламентации, проистекающей из ее характера.

2.  Способы защиты  прав граждан в сфере   природопользования и охраны окружающей среды .
  Конституция РФ предусматривает систему юридических гарантий прав граждан в сфере  охраны  природы и природопользования. К системе таких гарантий относятся следующие процедуры:
-   судебная защита прав и свобод;
-   право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
-   право на получение квалифицированной юридической помощи;
-   право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
-   право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Наличие таких процедур защиты  прав  граждан  является  необходимым условием реализации  декларированных  Конституцией РФ прав в сфере охраны природы и природопользования.
Защита прав в области охраны окружающей среды представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты прав граждан в сфере охраны природы и природопользования: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. 
Существуют две формы защиты прав в сфере  охраны  природы и природопользования:  административно-правовой и судебный порядок защиты прав.
К средствам административно-правового порядка защиты прав в сфере  охраны  природы и природопользования относятся:
-   административный контроль в рамках исполнительной власти, в том числе президентский контроль и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
-   прокурорский надзор;
-   контроль представительными органами власти;
- организация приема и рассмотрения жалоб в исполнительные органы власти;
-   судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рамках административной юстиции.
Нормативные основы регулирования защиты установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее – КАС РФ). 
В соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" установлено право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).
Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.
 Судебную защиту  прав в сфере охраны природы и природопользования осуществляют: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые суды; Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ; Европейский суд по правам человека; Международный экологический суд.
В целях  защиты прав в области охраны природы и природопользования возможно предъявление следующих требований:
1.      О возмещении вреда окружающей среде. Иски в суд о возмещении вреда окружающей среде вправе предъявлять  граждане, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, специальные уполномоченные государственные органы в области  охраны окружающей среды, прокурор. В соответствии с  п. 3 ст. 78 Закона об охране окружающей среды иски о возмещении вреда окружающей среде могут быть предъявлены  в течение 20 лет, но в законе не указано событие, с которого  начинается течение данного срока.
2.       О возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором.
3.      Об обжаловании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
4.       Об оспаривании нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан в области охраны окружающей среды.
Защита прав граждан и юридических лиц в области охраны окружающей среды является обязанностью государства. По мере роста правосознания граждан совершенствуется и правоприменительная практика защиты прав в сфере охраны окружающей среды.
КАС РФ предусматривает порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Только через КАС РФ теперь граждане и общественные организации могут обжаловать решения и действия органов власти, их должностных лиц и чиновников;
Сроки обращения в КАС установлены статьей 219. По общему правилу – это 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если установленный срок для обращения в суд пропущен, суд все равно принимает иск к производству и выясняет причины пропуска срока уже в судебном заседании. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Рассмотрение и разрешение административных дел судами общей юрисдикции по общему правилу нового кодекса не должны превышать 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд

Защита прав граждан в сфере охраны природы и природопользования в Конституционном Суде РФ
Важная роль в механизме защиты прав граждан в сфере охраны природы и природопользования принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.
Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это - федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры РФ.
Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительство, Верховный Суд и Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять их как не соответствующих Конституции РФ (ст. 85).
Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.
Если в отношении новых нормативных актов и договоров между органами государственной власти соответствие Конституции устанавливается по содержанию норм; по форме акта; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст. 87), то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.
Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.
Конституцией РФ предусмотрена также возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ приостанавливается.
Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса решения аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод, о чем речь пойдет ниже.
При обращении в Конституционный Суд должны быть, в частности, указаны конкретные основания для обращения, определенные ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ; позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита прав граждан в сфере охраны природы и природопользования в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).
Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Наряду с другими документами, к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. При этом Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" вменяет в обязанность должностного лица или органа, рассматривающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его требованию.
Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или органа.
Закон о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает широкие пределы проверки конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав в сфере охраны природы и природопользования принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в Российской Федерации учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Согласно ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся: наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, а также случаи, имеющие особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).
Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий