вторник, 26 мая 2020 г.


Лекция. Понятие и предмет права природопользования 
1.      Проблемы взаимодействия общества и природы.
2.      Понятие и предмет права природопользования.
3.      Принципы правового регулирования по  природопользованию и правовой охраны  окружающей среды.


По мере развития технического прогресса, сопровождающегося негативным глобальным воздействием человека на природу, увеличивается актуальность охраны и восстановления окружающей среды, причем не только для сохранения природы, но и для выживания самого человека.
Возрастание социальной значимости общественных отношений в области охраны природы обусловило необходимость их регулирования со стороны государства. Как справедливо отмечал проф. В. В. Петров, экологическая функция государства возникла вместе с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.
В процессе изучения дисциплины «Правовые основы природопользования» формируются теоретические и практические знания в области законодательных и правовых основ владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, объектами и иными компонентами окружающей природной среды, рассматриваются правовые режимы их рационального использования при осуществлении антропогенной деятельности.
Студенты в результате освоения дисциплины должны:
знать всю совокупность правовых норм, правовые институты и правовые принципы, действующие в сфере охраны и использования природных ресурсов и объектов;
уметь анализировать положения, принципы, правила и требования, характеризующие порядок использования и охраны всей совокупности природных ресурсов и объектов;
владеть теоретической базой и практическими навыками, необходимыми для участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды на разных уровнях управления и формирования эффективной экологической политики.

1.     Проблемы взаимодействия общества и природы
Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования. До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.
По отношению к человеку природа выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.
Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы выступают в качестве непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды - несколько дней, без пищи - около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов, вод, земель, определяют состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.
После экологической экономическая функция природы - наиболее существенная. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, имеют экономические свойства, экономический потенциал. Если экологическая функция является "вечной" по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей. Вода, древесина, минеральные ресурсы и многое другое - природный материал, используемый для создания орудий труда и средств производства.
Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности. Не случайно творческие работники - поэты, писатели, художники, музыканты - много писали о природе, вдохновляясь ее красотами. Эстетическая функция природы тесно связана с рекреационной. Природа служит для человека источником физического и нравственного отдыха.
Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов ХХ века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы.
· Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».
· Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
· Крайние проявления двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост — в качестве примера можно назвать теорию Мальтуса), концепцией глобального управления ОПС, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Самая современная концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию, проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге — концепция устойчивого развития.
Можно выделить несколько ее основных принципов:
· человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;
· необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;
· охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.
Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является Повестка дня на XXI век. Именно в Повестке дня на XXI век отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах.

Многие века использование и потребление природных ресурсов казалось безбрежным и неограниченным: человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей. Постепенно она начала ему мстить:
массовая вырубка лесов, уничтожение иной растительности привели к образованию оползней, оврагов, смыву почвы, уменьшению кислорода вокруг Земли;
сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды;
разведанных минеральных ресурсов хватит человечеству на 30–50 лет; рост автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу, особенно в городах, необходимого количества кислорода;
химизация и интенсификация сельского и иных отраслей хозяйства приводят к загрязнению земли, накоплению и остаткам вредных веществ в продуктах питания;
сокращается биологическое разнообразие на планете.
Экологический кризис мы можем определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он характеризуется, в частности, тем, что человек, общество и государство не способны преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды.
Если оценивать наиболее общие причины глобального экологического кризиса, то в качестве главной называется природопотребительская и природопокорительская идеология человечества.
Причины кризиса имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении человека, общества и государства к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России можно указать следующие.
а) Отсутствие или дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, как правило, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются не реализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.
б) Слабо развитое законодательство и право в сфере взаимодействия общества и природы. Несмотря на то, что в последнее время в России принят ряд законов по вопросам окружающей среды, обновлено природоресурсное законодательство, законодательство остается мало развитым. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, сертификации, аудита); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.
в) Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Речь идет, прежде всего, об отсутствии оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере.
г) В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Как известно, экономическое развитие - главный фактор отрицательного воздействия на состояние окружающей среды. При разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.
д) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% от стоимости самого предприятия), они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.
е) Дефицит специалистов - экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др.
з) Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.
Перечень причин критического состояния окружающей среды в России может быть продолжен, их очередность может быть изменена. Характерно, что все они, на наш взгляд, - основные и взаимосвязанные.
а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения проблем окружающей среды России и человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззрение. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Это учение пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.
б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства.
в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики.
г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:
- комплексного подхода в решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- организации управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;
- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.
д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. Государство должно обеспечить решение этой данной двуединой задачи за счет:
- закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета;
- посредством осуществления государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей;
- создание правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды.
е) Государство как политическая организация общества в рамках экологической функции для достижения целей экологической политики заинтересовано в привлечении к природоохранительной деятельности широких слоев населения.
ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.
Важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов - специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.
Даже имея организационные, людские, материальные и иные ресурсы для решения вопросов охраны окружающей среды, хватит ли у людей воли и мудрости, чтобы адекватно их использовать.

2.     Понятие и предмет права природопользования

Организационные, экономические, воспитательные меры но организации рационального природопользования и охране окружающей среды имеют социальную направленность, поскольку потребление природных ресурсов и охрана природной среды должны осуществляться прежде всего для поддержания человеческого социума, благосостояния людей, обеспечения им природных условий жизни, труда, отдыха.
Значительная роль принадлежит праву, законодательству: они могут тормозить либо подталкивать природоресурсные, природоохранные, как и иные общественные отношения, быть их стимулятором, регулятором.
Право всегда носит волевой характер, обусловливается уровнем развития науки, техники, степенью и состоянием достижений и провалов научно-технического прогресса, обузданием, нейтрализацией его негативных сторон.
Природоресурсное право призвано обеспечивать рациональное использование отдельных природных ресурсов, прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира.
Основным назначением права природопользования являются обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Право природопользования и охраны окружающей среды как отрасль права регулирует общественные правоотношения, образующиеся в результате использования различных видов природных ресурсов в целях удовлетворения своих потребностей за счет данных ресурсов.
В праве природопользования и охраны окружающей среды предметом регулирования являются:
 отношения собственности на природные ресурсы,
отношения по использованию природных ресурсов,
отношения по охране окружающей среды и сохранению благоприятной экологической обстановки,
отношения по защите прав юридических и физических лиц в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических.
Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Метод правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды устанавливается нормами права и представляет способ воздействия на взаимоотношения между участниками правовых отношений, связанных с использованием природных ресурсов и объектов, реализацией права собственности, рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды.
Правовое регулирование общественных отношений состоит из двух групп основных методов — императивных и диспозитивных.
Императивный метод правового регулирования представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является неравное отношение между участниками правоотношений. наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Превалирование императивного метода характерно для публично-правовых отраслей права, к которым в определенной мере относится право природопользования. Именно административными мерами можно добиться хотя бы каких-то положительных результатов в решении проблем охраны природы. Императивные методы содержат категорические требования в отношении воздействия, такие как запрет, предписание, установление дозволения. В праве природопользования императивный метод проявляется в специфических формах, таких как нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация. В качестве примеров можно привести установление уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, запрет ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.
Диспозитивные методы дают возможность участникам общественных отношений выбрать вариант поведения, исходя из имеющихся. К диспозитивным методам относятся способы согласования и рекомендаций, которые позволяют участникам общественных отношений выбрать вариант решения вопросов с учетом имеющихся юридических альтернатив. Так, согласно п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов н сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Иными словами, государством устанавливаются ограничения количества загрязняющих веществ, которое может поступать в окружающую среду в результате деятельности хозяйствующего субъекта. В случае если хозяйствующий субъект не в состоянии выполнять установленные требования, он вправе на установленный законодательством срок получить разрешение на большие выбросы и сбросы, однако он может этого и не делать, а соответствующий орган государственной власти не обязан выдавать соответствующее разрешение.
Диспозитивный метод основан на равенстве сторон и реализуется в форме договоров и возмещения убытков. В качестве примера можно привести Водный или Лесной кодексы, в которых установлен порядок предоставления природных объектов в пользование на основании договора. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного природным ресурсам, применяется в случае привлечения лица, совершившего правонарушение, к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.
Исключительным, присущим лишь экологическому праву является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.
Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (например экологические фонды, особо охраняемые природные территории); применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
3.Принципы правового регулирования по природопользованию и правовой охраны  окружающей среды

Принципы правового регулирования - это основополагающие понятия, правовые исходные идеи, руководящие начала, смысловые установки которых наполняют содержание правоотношений по природопользованию и правовой охраны  окружающей среды, формируют поведение их участников.   
Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей).
 Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.
Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальная свобода, гражданский долг, ответственность за вину и др.
К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы, как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.
Принципы становятся каркасом, на котором зиждется, строится все здание природоресурсного и природоохранного права и законодательства, осуществляется многогранная деятельность в области природоресурсных и природоохранных отношений.
Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды основываются на нескольких базовых законоположениях. Они включают:
• устойчивое развитие, т.е. возобновляемое природопользование, сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;
• сочетание рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ, например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов, и всей страны в целом;
• разграничение функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что только и может обеспечить их рациональное потребление и предупреждение деградации окружающей среды в целом.

Классификация принципов

Основные принципы природопользования и правовой охраны окружающей природной среды можно условно разделить на гуманитарные, управленческие, экономические принципы (рис. 1). Такая классификация полезна для уяснения и понимания принципов, повышения эффективности реализации правовых требований – их соблюдения, исполнения, использования, применения всеми и повсеместно.Классификация принципов правовой охраны окружающей среды
Рис. 1. Классификация принципов правовой охраны окружающей среды
К гуманитарным принципам относятся:
• соблюдение права человека на пользование природными ресурсами, благоприятную среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранение биологического разнообразия;
• соблюдение права каждого на получение информации о природных ресурсах и на участие граждан в обсуждении и принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
• право каждого на возмещение ущерба, причиненного природным ресурсам, здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
• воспитание и формирование экологической культуры (рис. 2), участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач рационального природопользования и охраны окружающей среды;
Основы формирования экологической культуры
Рис. 2. Основы формирования экологической культуры
• международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.
К управленческим принципам природопользования и охраны окружающей среды относятся:
• ответственность органов публичной власти за экологическую безопасность и ответственность физических и юридических лиц за соблюдение природоресурсного и природоохранного законодательства;
• обязательность государственной экологической экспертизы и независимость природоресурсного, экологического контроля;
• организация и развитие систем государственных и муниципальных природоресурсных и природоохранных органов, экологического образования и воспитания.
К принципам экономического характера можно отнести:
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• презумпцию экологической опасности любой планируемой деятельности и обязательность оценки ее воздействия на окружающую среду;
• обязательность снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
• запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для природных ресурсов и всей окружающей среды;
• нахождение в ведении Российской Федерации федеральной государственной собственности на природные ресурсы и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития России, отнесение к ее ведению гражданского законодательства, стандартов, эталонов, геодезии и картографии.
 Принципы правового регулирования по охране и использованию конкретных компонентов природной среды закрепляются также в природоресурсном законодательстве.

Интересно знать!
Рейтинг самых экологических чистых стран мира ежегодно составляется Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy). Исследование экологической эффективности измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях, которые отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии.
Данное глобальное исследование проводится по специальной методике. Оценка ставится на основе выводов, сделанных по 10 категориям исследований:
1.                  экологическое здоровье населения;
2.                  состояние воздуха;
3.                  изменение климата;
4.                  сельское хозяйство;
5.                  состояние водных ресурсов;
6.                  лес (состояние, изменение площади);
7.                  влияние загрязненного воздуха на здоровье населения;
8.                  доступ и качество питьевой воды;
9.                  забота о биоразнообразии;
10.              эксплуатация рыбных ресурсов.

2018 год

Страна
Индекс
1
Швей­цария
87.42
2
Франция
83.95
3
Дания
81.60
4
Мальта
80.90
5
Швеция
80.51
6
Велико­британия
79.89
7
Люксем­бург
79.12
8
Австрия
78.97
9
Ирландия
78.77
10
Финлян­дия
78.64
 Россия на 52 месте -63, 79
Комплексное исследование состоит из индикаторов. Один из них – качество воздуха. В пятерку государств, где дышится свободно и легко, вошли страны (в скобках указан балл по индикатору качества воздуха):
1.                 Австралия и Барбадос (по 100.00);
2.                 Иордания (99.61);
3.                 Канада (99.28);
4.                 Дания (99.16);
5.                 Финляндия (99.00).








Загрязнение воздуха и воды, выбросы отходов в атмосферу, высокий уровень CO2, да и в целом все экологические проблемы — являются одной из причин смертности людей на планете. И хотя экология пока что является не главной причиной сокращения жизни людей, значительное внимание к этой проблеме привито уже сегодня. Эксперты Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization) ежегодно подсчитывают количество людей, смерть которых связана с загрязнением окружающей среды. Статистика по данному показателю собирается довольно медленно, поэтому отчеты выходят с опозданием на несколько лет. Также в сборе данных принимают участия аналитики Всемирного банка, которые собирают соответствующий рейтинг в своем отчете Mortality rate attributed to household and ambient air pollution, age-standardized (per 100,000 population).
Данные ниже показывают уровень смертности на 100 тысяч человек населения для каждой страны. В статистике учитываются смерти, спровоцированные загрязнением окружающей среды и загрязнением воздуха в быту. Наиболее актуальные данные по данному показателю подводят итоги за 2016 год.
Страна
Смертность на 100 тыс. чел.
1
Сьерра-Леоне
324,1
2
Нигерия
307,4
3
Чад
280,1
4
Кот-д’Ивуар
269,1
5
Нигер
251,8
6
Того
249,6
7
Гвинея
243,3
8
Гамбия
237
9
Гвинея-Бисау
214,7
10
Сомали
212,8
Россия на 115 месте-49,4.









В 2019 году средняя продолжительность жизни в России достигла очередного исторического максимума и составила 73,6 года.[1] В 2018 году по данным Минздрава — 72,9 лет.[2] В 2017 году по данным Росстата этот показатель составлял 72,7 лет. [3]
Продолжительность жизни в России уже в 2028 году составит 79,4 лет, а в 2035 – 81,6.

СТРАНЫ С САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ

СТРАНА
ЛЕТ
1.
Монако
89,4
2.
Япония
85,3
3.
Сингапур
85,2
4.
Макао
84,6
5.
Сан-Марино
83,3
6.
Исландия
83,1
7.
Гонконг
83
8.
Андорра
82,9
9.
Гернси
82,6
10.
Швейцария
82,6



Комментариев нет:

Отправить комментарий